Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) -
Русский и украинский философ, поэт, педагог. Родился в селе Чернухи Полтавской губернии 22 ноября (3 декабря) 1722 года. Сын простого казака. Учился вКиевско-Могилевской академии, много путешествовал ( побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками ( в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 гг. преподавал в Харьковском коллегиуме.
При жизни Сковороды его сочинения были известны только в списках. Он был автором философских диалогов :"Астархань", "Наркисс", "Разглагол о древнем мире", "Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни", "Кольцо", и др., а так же трактатов и разнообразных поэтических сочинений, переводов греческих и латинских текстов (в том числе трудов Плутарха, Теренция, Цицерона).
Большая жизнь философа прошла в странничестве. Широко известна эпиграфия на могиле мыслителя -странника, написанная им самим: "Мир ловил меня, но не поймал".
В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для русской средневековой мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как сосредоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное "сродство" с её предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца.
В учении о "таящемся человеке Духе Божьем", о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь "сон им тень истинного человека", Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту с его учением о "сокровенной глубине" в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: "Бог всю тварь проницает и содержит", "Бог есть основание и вечный план нашей плоти", "Тайна пружина всему " и т.п.
В понимании Сковороды этическая задача человека состоит в том, чтобы осознать и обрести мистическое начало в себе, и в этом смысле стать наконец самим собой. Но превращению эмпирического субъекта в "истинного человека" препятствует воля, влекущая личность в мир борьбы и страданий.
"Всяк обоживший свою волю, враг есть Божией воле, не может войти в Царствие Божие", - писал философ.
Мотив "безвольности" в самых разнообразных вариантах характерен для мистических традиций как Запада, так и Востока. Присутствует он и в творчестве Григория Сковороды: отчасти как результат определенных идейных влияний, но в гораздо большей мере как отражение личного духовного опыта, опыта постоянной и мучительной борьбы с "клейкой стихийностью мира", с "эмпирическим человеком" в себе самом.
В конце жизни Сковорода Григорий, как и многие мистики до него, склонялся к тому, чтобы признать эмпирическую действительность уже непосредственным воплощением зла. Уходя в мистических прозрениях из этого мира в "мир первородный", человек тем самым оказывается и "по ту сторону добра и зла".
------------
- Весьма немалое дело узнать себя.
- Воля, несытный яд!
- Какое мучение трудится в несродном деле.
- Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.
- Многие, что сами сделать не в силах, в том прочим верить не могут.
- Тот враг опаснее, который притворяется твоим другом.
- Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.
- Не любит сердце, не видя красоты.
- По разным природным склонностям и путь жития разный.
- Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом.
- Узнать не трудно, а трудно привыкнуть.
- Не горит сено, не касаясь огня.
- В пьянстве нет ни ума, ни добродетели.
- У истины простая речь.
- О, сладкий путь жизни, когда совесть чиста!
------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий