31.3.21

Афоризмы Григория Сковороды - XVIII век.

 Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) -

Русский и украинский философ, поэт, педагог. Родился  в селе Чернухи Полтавской губернии 22 ноября (3 декабря) 1722 года. Сын простого казака. Учился  вКиевско-Могилевской академии, много путешествовал ( побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками ( в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 гг. преподавал в Харьковском коллегиуме. 

При жизни Сковороды его сочинения были известны только в списках. Он был автором философских диалогов :"Астархань", "Наркисс", "Разглагол о древнем мире", "Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни", "Кольцо", и др., а так же трактатов и разнообразных поэтических сочинений, переводов греческих и латинских текстов (в том числе трудов Плутарха, Теренция, Цицерона).

Большая жизнь философа прошла в странничестве. Широко известна эпиграфия на могиле мыслителя -странника, написанная им самим: "Мир ловил меня, но не поймал".

В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для русской средневековой мысли. Это, в частности, относится  к его учению о сердце как сосредоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное "сродство" с её предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца.

 В учении о "таящемся человеке Духе Божьем", о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь "сон им тень истинного человека", Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту с его учением о "сокровенной глубине" в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: "Бог всю тварь проницает и содержит", "Бог есть основание и вечный план нашей плоти", "Тайна пружина всему " и т.п.

В понимании Сковороды этическая задача человека состоит в том, чтобы осознать и обрести мистическое начало в себе, и в этом смысле стать наконец самим собой. Но превращению эмпирического субъекта в "истинного человека" препятствует воля, влекущая личность в мир борьбы и страданий.

"Всяк обоживший свою волю, враг есть Божией воле, не может войти в Царствие Божие", - писал философ. 

Мотив "безвольности" в самых разнообразных вариантах характерен для мистических традиций как Запада, так и Востока. Присутствует он и в творчестве Григория Сковороды: отчасти как результат определенных идейных влияний, но в гораздо большей мере как отражение личного духовного опыта, опыта постоянной и мучительной борьбы с "клейкой стихийностью мира", с "эмпирическим человеком"  в себе самом. 

В конце жизни Сковорода Григорий, как и многие мистики до него, склонялся к тому, чтобы признать эмпирическую действительность уже непосредственным воплощением зла. Уходя в мистических прозрениях из этого мира в "мир первородный", человек тем самым оказывается и "по ту сторону добра и зла".

------------

- Весьма немалое дело узнать себя.

- Воля, несытный яд!

- Какое мучение трудится в несродном деле.

- Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.

- Многие, что сами сделать не в силах, в том прочим верить не могут.

- Тот враг опаснее, который притворяется твоим другом.

- Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

- Не любит сердце, не видя красоты.

- По разным природным склонностям и путь жития разный.

- Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом.

- Узнать не трудно, а трудно привыкнуть.

- Не горит сено, не касаясь огня.

- В пьянстве нет ни ума, ни добродетели.

- У истины простая речь.

- О, сладкий путь жизни, когда совесть чиста!


------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий