7.5.21

Самоцветы - драгоценные и цветные камни. Часть 1: Агат.

"Некоторые из камней поставляются выше всякой цены и меры богатств человеческих, так что для многих людей к высочайшему совершенному созерцанию природы довольно единого драгоценного камня" - Плиний (пер. В.Севергина 1819 г).

Сама очень люблю изделия с камнями и из камней. Их внешняя красота и внутренняя гармония цветных камней завораживает. Первый раз меня "потянуло" к камням лет в 30-цать, тогда именно началась расти моя коллекция из поделок, бижутерии и ювелирки. Прошли годы. Пыл мой к камням немного охладел, и моя персона стала изделия из коллекции дарить всем подряд, оставляя лишь те вещи, которые были в унисон моего внутреннего мира на тот момент. И вот сейчас, может быть с годами, а может с ситуацией в мире (период пандемии), меня с новой силой потянуло к природе камней. Именно к внутренней энергетике природных минералов и кристаллов...


В России камни рассматривали еще с прошлых веков как драгоценные и цветные или самоцветы (находящие применение в виде ювелирного или поделочного сырья). К ним и к их использованию можно подходить с разных точек зрения: чисто минералогической, художественной, исторической, мифологической и даже паронормальной (тонкая связь с камнем сейчас - одна из ярких увлечений в социуме). На страницах сайта я попытаюсь рассмотреть тему драгоценных с нескольких сторон.

Сейчас продается много натуральных камней, и особенно подделок под них из-за множества причин: наживы, тенденции моды, редкости самих минералов, прекращение добычи и проч.

"Было бы большою ошибкою смотреть на драгоценный камень, как на элемент богатства, праздной роскоши, тщеславного самоукрашения; в этой роли он выступил сравнительно недавно, тогда как в истории культуры его значение определяется далеко не тою денежною ценностью, которую он представлял, а тем обаянием природных свойств и творческого замысла, которое заставило еще на заре человеческой культуры смотреть на самоцветный камень, как на воплощение богатств и красот природы" - писал Плиний.


АГАТЫ


Амулеты из агата,
И других цветных камней,
Ты дала мне в час заката,
В час заката красных дней.

Я с самим собой прощался,
О, Колдунья, и с тобой,
Обещал я, обещался
Быть в пещере голубой.

Да, к полдневной позолоте
Позабывши путь и след,
Подбирать в лазурном гроте
К амулету амулет.

Я свершил обет заклятья,
Я забыл, сдержав свой нрав,
Розы губ, восторг объятья,
Изумруды нежных трав.

Камни, камни заклинаний

Ты дала мне — вот они.

В их узорах — мир стенаний,

Чуть один пошевельни.

В них напевность так богата,

В их мерцаньях — смерть врагу.

Но враждою сердце смято,
Больше быть здесь не могу.

Стопы грома в миг раската,
Вот они — бери, скорей.
О, заклята жизнь агата,
Сколько воли в снах камней!       ----    
/К.Д.Бальмонд, 1906 г/


Агаты известны и любимы  с древности людьми. Их находят в захоронениях, относящихся где-то к 7 веку до Н.Э. 
Агат - один из видов халцедона, получивший свое название от сицилийской реки, где его находили в древности (как утверждал Плиний). 
Минерал слоистого строения, причем разные слои имеют различную окраску и прозрачность. Цвета слоев разнообразны: одни бесцветные, другие молочно-белые, серые, голубоватые, желтоватые, буроватые, затем идут слои более густой окраски - желтые, красные, бурые, реже зеленые, голубые и черные. 
Агат, как видоизменение кварца, представляет смесь оникса, кахалонга, сердолика, халцедона, аметиста и т.д.



Ленточный агат, в котором молочно-белые полосы чередуются с резко отграниченными окрашенными, называются ониксом. Ониксы в свою очередь различаются по окраске цветных полос. Камень с чередующимися черными и белыми полосами - оникс в тесном смысле слова, белый с серым или синеватым - халцедоникс, белый с бурым - сардоникс.
С тех пор как научились придавать халцедонам и агатам окраску оникса, цена последних с конца XIX в., бывшая до того очень высокою, значительно упала. 


Особенно ценятся агаты, заключающие внутри себя различные изображения, которые напоминают формы животных или растений и т.п. В Эрмитаже можно видеть целые колье, табакерки, рамки и проч. аж с древних времен.


Агаты с прихотливыми изображениями нередки, и конечно же. глядя на причудливые узоры если еще и присутствует у человека пылкое воображение, то рисунок можно додумать любой, кстати рассматривание камней успокаивает человека...
В Эрмитаже хранится драгоцейнешее в мире собрание работ на агатах античных и средневековых художников... 

Самое большое произведение из агата - почти плоское блюдо - находится  в Вене, в Музее истории и искусства.


Применение агата и его разновидностей в качестве материала для разных изделий было с древности. В древнем Египте можно найти его в виде бус и скарабеев. Они не представляли редкости так же в Вавилоне и Ассирии. Греки и римляне значительно расширили область применения агата: из него делали помимо гладких отшлифованных шаров разного размера, служивших римским дамам для охлаждения рук в жаркое врем ягода, еще камеи, геммы, перстни, статуэтки и всевозможные сосуды.

В эпоху переселения народов агат был вытеснен альмандином (гранат 4-го порядка) и другими камнями кроваво-красного цвета. Однако в Индии, Среднйе Азии и Китае любовь к агату не прекращалась. Лишь в XVIII веке агат вновь вошел в моду в Европейских странах.
Это был век с его страстью к табакеркам. Табакерки выделывались из цельного камня, оправлялись золотом и украшались драгоценными камнями. Так же табакерки выделывались в мозаичной манере, названной "pietra dura". Все эти работы главным образом и лучше всего исполнялись в Дрездене, где с 1750 года стал широко применяться местный агат.

Особенно широкое применение находили все разновидности халцедона и агата для перстней.
Эпоха Империи (конец 18-начало 19 в), во всем старавшаяся подражать античному миру, широко применяла их, и после некоторого падения популярности этих камней для агатовой шлифовальной промышленности наступил период неслыханного расцвета, продолжавшийся, однако, лишь до 1850 годов.


Нет в мире камня, который бы допускал такое разнообразие применения, как агат. а первом месте следует назвать всевозможные носильные вещи и настольные, например: булавки, серьги, пряжки, браслеты, игрушки, шахматы, чашки для кофе, вазы, чаши, и т.д. Но кроме того из разноцветных агатов и иных халцедонов составляли и составляются мозаичные столы, вставки для мебели, вошедшие в моду с XVII века, часто с резными рельефами, изображавшими плоды и листья - техника в роде "pietra dura".



Агаты подцвечивали и протравлять начали в Германии с середины 19 века.
С 1860-х годов искусственно начали приготовлять сплавы, почти не уступающие природному агату. 

Чтобы отличить настоящий камень от подделки: стекла, пластика и проч., достаточно взять его в руки. Камень очень долгое время остается холодным. А подделка быстро нагревается  от человеческого тепла.

-------------------------------------------
продолжение про камни следует... 
-------------------

Источники :
- М.И.Пыляев: "Драгоценные камни, их свойства, местонахождение и употребление",1877 г.
- И.И. Святский: "Драгоценные камни ", 1895 г.
- А.Е.Ферсман: "Драгоценные и цветные камни России"Т.1, 1920 г.
- К.Д. Бальмонд: "Злые чары", 1906 г.
- "Они жили долго и счастливо", 1995 г.
- соц.сети в свободном доступе.

----------------------------------------------
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий