8.1.22

Зимние праздники в Российской империи. Часть 2: Новый год: история по книге 1894 года.

 На этой странице мне хочется поговорить о истории празднования Нового года в России, изложенной в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество, Новый год, крещение и масленицу" (1894) автор И.Н. Божерянова, со своим оформлением картинок конца 19-начала 20 вв. И заодно узнаем почему в период наступления современного Нового года на Руси принято по традиции еще и гадать. 


---------



Празднование Нового года - история, кратко.


Предки наши до Петра I (1700 года) не начинали года с января месяца, который ничем не отличался у них от других месяцев, кроме названия да еще и того, что впоследствии стал именоваться "временем свадеб", или  просто "свадьбами".

На Руси в старину церковный год начинался с 1-го марта, держась в этом отношении  библейского мировоззрения. Что же касается гражданского года, то начало его с 1-го сентября имело первоначальное иной смысл. Оно было установлено императором Августом для правильного взноса податей чрез каждые 5 лет  пятнадцатилетнего круга индикта: этот 5-летний круг назывался "люстран" и начинался с 1-го сентября - времени, самого удобного для податей. 

Восточная православная церковь, празднуя новый год 1-го сентября, установила впоследствии начинать новолетие в память победы, одержанной в 312 году Константином Великим над Максентием, жестоким гонителем христиан.

Историк Татищев В.Н. (1686-1750) говорит: в 1342 году, при митрополите Феогносте, прением о начале года, случившимся на соборе в Москве, решено и положено было начинать как церковный, так и гражданский год сентября 1-го числа. Вторичное подтверждение этого обстоятельства находим в 1505 г., на соборе, утвердившем начинать новый год индиктом 1-го сентября. 

Празднование в этот день отличалось глубоким религиозным характером. Цари в этот день старались ознаменовать делами правосудия и милосердия. Церковь в этот день с особенным усердиям совершала свои молебни. Богатые люди рассылали по странноприемным домам милостыню; со всех сторон слышался колокольный звон, продолжавшийся весь день.

В 1669 году Петр 1 в последний раз праздновал с патриархом Андрианом  новый год по древнему обычаю, а потом постановил начинать новый год с января месяца.

"Лета от сотворения мира 7208, декабря в 20-ый день" великий государь Царь Петр Алексеевич выдал такой указ:

"О праздновании Нового года":

"Великий Государь указал сказать: известно ему, Великому Государю не только что во многих европейских христианских странах, но и в городах славянских, которые с Восточною православною нашею церковью во всем согласны, как : Волохи, Молдавы, Сербы, далматы, Болгары и самые Его Великого Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы, согласно лета свои считают от Рождества Христова осьм дней спустя, то есть Генваря с 1-го числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех местах , и ныне от Рожлества Христова доходит 1699 год, а будущего Генваря с 1-го числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетный век: и для того доброго и полезного дела, указал Великий Государь впредь счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего Генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года..."  

( и т.д. читайте по страницам книги)

Само торжество началось в полночь 1-го января 1700 года и нового века. Колокол Ивана Великого возвестил начало всенощного бдения в Успенском соборе. Народ пировал на площадях, гремела музыка, на частных домах были иллюминации. Царь объезжал главные московские улицы и поздравлял народ с Новым годом. Возвратясь во дворец царь открыл бал за которым следовал ужин до утра. Народ после всех потешных забав стал роптать на Петра, говоря: "Как государь мог переменить течение солнца?"

Голландские и немецкие протестанты ввели новый стиль в летоисчисление с 1700 года, а англичане с 1752 года.

В народе на Руси новый январский день был известен под названием "Васильева дня", в который исстари совершаются различные святочные гадания, игры и забавы, названные в "Стоглаве": "скаредными образованиями, окрутами и скуратами". Однако эта традиция различных гаданий дошла и до наших дней...

-------------------------------------

Для самых любопытных выставляю для чтения саму статью из книги 1894 года:








---------------------------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий