Едва ли не самый известный образец супружеской преданности и взаимной любви - это история Филемона и Бавкиды.
Эти благочестивые люди были, как и подобает добрым супругам, гостеприимны и отзывчивы.
И когда селение, в котором они жили под видом странников посетили проверяющие моральный облик людей божества Гермес и Зевс, никто этих странников не впустил в свои жилища, боясь чужаков.
И только Филемон и Бавкида распахнули им навстречу двери своего дома.
В награду за гостеприимство боги исполнили желание супругов, дав им долголетие и наградив возможностью умереть одновременно.
Все дома и селение за грехи людские были затоплены, но жилище верных супругов боги превратили в прекрасный храм.
Филемон и Бавкида служили в этом храме жрецами, а после смерти они превратились в два раскидистых дерева, дуб и липу, а их корни и ветви переплелись. И еще много поколений люди поклонялись этим деревьям, которые стали считаться священными.
История Филемон аи Бавкиды впервые изложена в "Метаморфозах" Овидия, но потом искусство не раз возвращалось к этому сюжету: им посвящен аопера Глюка, на эту тему писали картины знаменитые Рубенс , Рембрант, Эльсхаймер, о них упоминает Гете в "Фаусте"; они стали нарицательными именем для примерной супружеской четы.
Из исконно русских легенд о счастливых супругах пожалуй лучше вспомнить о святых Петра и Февронии Муромских
В 1547 году были причислены к сану святых Петр и Феврония Муромские.
Примерно в это же время Ермолай-Еразм (второе имя принято после монашеского пострига), русский писатель и публицист 16 века, написал о них повесть.
И вот что поведал:
Петр княжил в муромских землях.
Он, как и положено князю, защищал своих подданных. Когда к жене его брата повадился летать "блудный змий", Петр решил истребить гада.
Во время битвы из ран злодея стала брызгать ядовитая кровь.
Она попала на тело князя, от чего он весь покрылся струпьями.
Змея Петр истребил, но сам крепко занемог, и никто из врачевателей не был в силах ему помочь, пока он не встретил мудрую деву Февронию.
Она исцеляет его, но при этом требует, чтобы плата за исцеление стала их свадьба.
Петр дал слово жениться на Февронии, однако не сдержал его, потому что уж больно смущало князя их неравное положение в обществе: он князь,а девушка - простолюдинка, крестьянская дочь. Князь Петр, не сдержавши слова , опять заболевает.
Пристыженный он возвращается к своей спасительнице, и после повторного исцеления увозит Февронию в Муром уже своей женой.
А там боярские жены восстают против Февронии за её низкое происхождение: Мол, негоже князю брать было в жены крестьянку.
И тогда Петр, чтобы сохранить брак, решает оставить княжение. Разгорается боярская междоусобица, знать начинает убивать друг друга.
Наконец , к Петру отправляют послов с просьбой вернуться на княжеский престол уже вместе с Февронией.
Вот так до конца своих жизней правили они "истинною и справедливостью" и были "милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать".
Перед смертью супруги "умоляли Бога да во един час будет представление". После молитв они приняли оба монашество , завещая похоронить себя в заранее приготовленной общей гробнице.
Однако, злые бояре хотели и ту напакостить супругам и похоронить их порознь, т.е. отдельно.Но происходит чудо: тела Петра и Февронии оказываются вместе а завещанной гробнице.
Заметили одну общую черту? о люби и страсти в обеих историях ничего не говорится,а вот счастье у них было в совместных трудах.
Дело в том, что в глубокой старине, когда условия жизни были более суровыми, чем сейчас, главной ценностью девушки почитали не красоту, а разумность, терпение и добрый нрав.
Предки знали,что нравственные Законы Жизни нельзя нарушать безнаказанно...
------------------------------------------
----------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий