Продолжить повествование по книге Бартрама Николая Дмитриевича "Игрушка-радость детей"(1912) мне хочется пояснением из нее об отношении взрослых и детей к игрушке и показом самодельных и других винтажных игрушек.
Текст - из книги Бартрама за 1912 год, цветные иллюстрации - соц.сети.
------------------
ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ по книге Бартрама , 1912 год.
В первой главе "Значение игрушки", читаем:
"Прежде чем перейти к обзору существующих игрушек, - необходимо раньше выяснить, как смотрят на игрушку взрослые, и что дает она детям.
Народы земного шара в тот период, когда они стоят на первоначальных ступенях культуры, дают детям то, что забавляет их самих, что дает развлечение взрослым; изображение птиц и животных, за которыми они охотились, коней, служивших предметом воинственной забавы, фигурки обряженных женщин и т.д.
До сего времени мы в своих городах, полных показной культуры, недалеко ушли от так называемых дикарей: средневековый жезл маршала шутов перешел целиком в детскую погремушку и живет в ней уже несколько столетий; извивающиеся акробаты, кривляющиеся на утеху праздной толпы, вертятся в игрушках уже издавна и по сие время в самых различных видах в Персии, Японии, Индии, Америке, по всей Европе и у нас,в России; солдаты, увлекающиеся своим воинственным ореолом массы в течении тысячелетий, в геройских позах и костюмах, - всегда заполняли и заполняют места продажи игрушек; танцовщицы, усердно дергающие ногами, тоже должны, по нашему мнению, очень интересовать малышей.
Войдите в любой игрушечный магазин, - и сколько уродов, карикатур в числе кукол мы там встретим. Механические металлические игрушки полны насмешками над лысыми, пьяными, толстяками и т.д.; успех в продаже этих игрушек объясняется тем, что они нравятся взрослым, и что взрослые выбирают их для подарков, но не сами дети...
Мы, взрослые, считаем, что наши забавы должны быть забавами наших детей, - но к счастью, дети в своей цельности и чистоте идут впереди нас и нашу забаву, нашу насмешку, претворяют в себе и радуются не пошлостью шута, которая забавляет нас, а жизненной яркости его одежды и звучным переливам его бубенцов; вращения игрушечного акробата интересуют детей своей быстротой и неожиданностью; героические фигуры солдат радуют его своей стройностью и пестротой украшений. Вряд ли ребенок так же радовался бы этим солдатам, если бы они были в темных одеждах, правдиво согнувшиеся от утомления; пестрые одежды на танцовщице привлекают по той же причине, как и одежда шута.
Родители смотрят на игрушку, как на забаву, а детям она дает радость, удовлетворяющую их творчество.
Вспомните свое детство и всю серьезность отношения к игрушкам, все совместное переживание с ними - они были нашими друзьями, мы берегли их, а если и ломали, то этим руководило отнюдь не желание уничтожить, а скорее переделать и улучшить, ближе узнать, что там внутри, ка кона сделана. С помощью игрушек мы дополняли наше понимание жизни, расширяли мир грез, очень часто делились с ними своим горем и радостью.
Отношение детей к игрушкам возможно разделить на несколько периодов.
Время раннего детства - первый период; в это время игрушка доставляет ребенку безотчетную радость: радость красоты соединяется с инстинктивным стремлением к творчеству. за всю жизнь человек не творит столько, как в своем детстве: школа, а затем условия жизни редко позволяют человеку отдаваться так полно своему творчеству, как в детстве. Идя навстречу зарождающейся мысли ребенка, следует предоставлять ему возможно более самостоятельности в его занятиях, играх и игрушках. Самодельные игрушки могут в данном случае выполнить прекрасную службу...
---------
САМОДЕЛЬНЫЕ ИГРУШКИ
...Крайне ценно то, что все ..грушки-самоделки привлекают ребенка к рисованию и к своеобразной скульптуре из разных материалов и сохраняют в ребенке его личное творчество, опирающееся на первоисточник - на природу во всей её красоте и разнообразии, а не заимствование с рисунков и картин художников - людей своего времени, обладающих всеми условностями нашей текущей жизни.
Выполнение игрушек-самоделок близко не только раннему детству, но и в последствии, когда ребенок начнет крепнуть, знакомиться с жизнью, начнет учиться, - тогда умение выполнить самому себе, что его интересует, поможет ребенку исполнить себе ряд наглядных пособий, чем будет закреплять знания, приобретаемые в школе и из книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий