Мне очень нравятся старинные книги за их простой и понятный слог и подачу материала. Раньше книги писались не заумными словами чисто для специалистов той или иной тематики, а для всеобщей публики. Приобретение печатных книг чуть ли не до начала ХХ века было не самым дешевым удовольствием, особенно изданные до 1920 года.
Для простого, в большинстве случаев безграмотного**, населения России, печатные издания - это были лишь красивыми бумажками..увы... Однако этим и интересны сейчас эти фолианты прошлого в их изучении.😉
**Для справки: К 1910 году, например, в США для всех прослоек населения от 10 лет и старше, включая афроамериканцев, неграмотными оставалось примерно 7,7% населения. В тоже самое время более 60% населения Российской империи старше 8 лет оставались неграмотными. Эту вековую неграмотность с огромными усилиями удалось преодолеть только большевикам после Октябрьской революции 1917 года.**
Продолжая тему про физиогномику, хочу представить вам, дорогие читатели, отрывок из одной книг 1880 года, где этому посвящены пара десятков страниц занимательного текста. И думаю, что это будет занимательным чтивом не только со стороны основной темы, но и самого образа жизни состоятельного общества того времени. Несколько цитат их этой книги мною было уже выложено на страницах блога:
Физиогномика. Часть 1:Ознакомление: физиогномика и макияж
------------------------
Советы для начинающих изучать физиогномику из книги 1880 года
"Физиогномика, как и многие науки (в 1-ой части мною было доказано, что это не признанная наука), основана на сравнении, и тому, кто хотел бы изучить эту науку, тот должен испытать себя в следующих вопросах, которые предлагаются, как азбука.
1. Могу ли отличить старого от молодого?
2. Могу ли отличить здорового от больного?
3. Могу ли отличить пьяного от трезвого?
5. Могу ли отличить веселого от печального?
6. Могу ли отличить смирного от буяна?
7. Могу ли отличить ипохондрика от веселого?
8. Могу ли отличить скупого от доброго?
9. Могу ли отличить плута от честного? и т.д.
Кажется, первый вопрос не труден; да, он действительно не труден и решается сравнением; молодой человек имеет чистые глаза, молодую кожу на лице, прекрасные зубы, густые волосы, звонкий голос, между тем, как сравнивая с этим молодым человека старого, видим: и дряблость кожи, и недостаток зубов и волос, и помутившиеся загноившиеся глаза, морщины, дряблый разбитый голос. Это простое сравнение; но бывает и так: старик имеет свежую белую кожу, розовые щеки и полон рот белых зубов, тогда, как молодой человек напротив, имеет болезненный вид, желтое лицо, черные зубы и даже иногда преждевременный седины. Здесь хотя главный вопрос решен, но является побочный, почему так молодой преждевременно увял, когда старик пользуется еще таким завидным, судя по лицу, здоровьем? Здесь вопрос усложняется.
Второй вопрос, наблюдатель может также решить при взгляде на особ и тотчас отличить по худобе и бледности лица, по слабому голосу, по кашлю, по одышке, по частым движениям личных мускулов, выражающих претерпеваемые внутренние страдания, по печальному выражению физиогномии.
Но вот рядом с этой болезненной особой сидят еще двое: одна из них тучная с полным лицом, хотя бледным, печального в лиц ничего нѣт, другая—тоже с лицом украшенным румянцем, с живыми блестящими глазами. Вы решаете вследствие ваших наблюдений, что особы эти здоровы. Сравнение внешнее вас обманывает. Полная особа страдает самой тяжкой, изнурительной лихорадкой и полнота эта—следствие этой болезни, а особа румяная—страдает воспалением в легких. Следовательно и здесь вопрос усложняется, потому что ваш вывод ложен и требует сведений чуть ли не медицинских.
Третий вопрос решен, это поймет и дитя, при взгляде на хмельную особу, что она пьяна и это не составляет важности; но если вам за этим вопросом явится другой, часто ли она пьет, много ли пьет? или же: не в первый ли только раз? тут уже вам решить более ничего не приходится.
Четвертый вопрос, отличить веселого от печального, тоже можно тогда только, когда слышите их разговор. Чисто веселый человек, имеет такую физиономию, которая вовсе не соответствует характеру. Но в компании с ним, конечно, можно определить даже степень веселости.
Пятый вопрос решит наблюдатель, только по делам. Простому наблюдателю, в этом случае не решить этого вопроса, так, как решитъ его опытный физиогномист, точно также как и шестой вопрос, предлагающий определить буяна и отличить его от смирного.
Ипохондрика отличить от веселого есть возможность; но не сразу; часто веселый впадает в тоску или грусть по причине каких-нибудь печальных событий.
Восьмой и девятый вопрос, также трудны для простого наблюдателя, если только при этом не приходится, с этими особами иметь разговор или дел.
Если бы эти девять вопросов, можно было бы верно безошибочно решать каждому, при первом взгляде на человека, то уже и тогда можно было бы сказать, что самые важные вопросы этой науки покорены и подчинены нашему уму.
Физиогномист должен быть, во первых, человек опытный в жизни изучивший страсти и пороки людей, должен быть философ хоть немного, чтобы уметь читать в душе насколько может и немного врач, чтобы понимать, чем болен человек и действительно ли болен? Характер много изменяется от болезни как и физиогномия, а это важно. Вот отчего старики и старухи лучше молодых умеют угадывать по лицу.
Много помогают в искусстве, читать по лицу складки и морщины- оттого-то читать прожитое и настоящее легче у пожилого. Молодые люди скорее меняются в лице как и в характере, это зависит от частой перемены образа жизни, от влияния общества его окружающего и от многих других причин, но человек зрелых лет уже считается установившимся, как в привычках так и в действиях, наконец в характере...
Словом, он уже не в силах сбиться с пути, но которому пошел и какие бы колебания не встретились ему далее, он все же будет придерживаться того, чем когда-то занимался, например: до 45 лет занимаясь часовым мастерством, он на 46-м году не станет учиться печь хлеб, или торгуя до 45 лет, на 46 году не переменит своего занятия и не пойдет в трубочисты. Таким образом, постоянный образ жизни, одно и тоже занятие, что сегодня, то и завтра, одинаковый образ направления мыслей, направленных к одному и тому же предмету, все это накладываешь ему на лицо гримировку более или менее правильного очертания.
Человек кабинетный, занятый работою мысли, всегда имеет подвижной лоб, на которым от постоянных мышлений появляются морщины. Вообще морщины на челе означают озабоченность. Ранние морщины на лбу, означают излишнюю заботу, беспокойство и часто напрасный труд. Теперь посмотрите хоть на примере вот на того господина, видите ли его смелость во взгляде, открытое лицо, он смотрит вам прямо в глаза, идет смело, движения его бойки, брови подвижны, что вы думаете о нем?— Физиогномист вам ответит: этот человек привык повелевать, распоряжаться. И в самом деле: в нем нет того рабского покорного взгляда, тех движений, которые сейчас обличают, если не совершенную подчиненность, то лесть, прислуживание; например, в нем видите, что-то такое, что ему никогда не приходилось стоять на вытяжке, а напротив — он привык, чтобы пред ним все повиновалось. Физиогномист тотчас скажет, что это или богатый хозяин-фабрикант или такое лицо, которому приходится иметь в распоряжении слишком много подчиненных. Теперь, оденьте этого господина в одежду простолюдина и он все же выглядит не тем, чем на самом деле и в полушубке будет барином.
Взгляните теперь на этого человека,—вот он. Костюм его вам ничего не скажет, да вы и не заботьтесь о нем. Видите он как смотрит на вас, как будто старается рассмотреть вас и в тоже время самому себя не обнаружить. Он смотрит своими маленькими глазами из подлобья, по привычке с детства и все заботится, чтобы как-нибудь скрыть самая себя от внимания другого; он словно желает скрыть себя от других, предполагая, может быть, что и прочие точно также желают прочитать в его глазах его намерение. Это человек хитрый и пронырливый. И в самом деле физиогномика принимает, что узкие маленькие, свиные глаза, нависшие над глазами брови, тонкие сжатые бледные губы, привычка смотреть на всех из подлобья и как бы украдкою, избегая при этом взгляда каждого постороннего, тихий, иногда хриплый голос, узкий чаше широкий лоб покрытый морщинами, из которых одна посередине глубже других, означает хитрого, коварного человека и тем этот человек хитрее, чем лицо его клинообразнее. К подбородку—если подбородок остр и выдается, то означает при этом лицемера или льстеца.
Длина носа при этом означает, что он не бесплотно употребляет свою хитрость.
Взгляните на эту личность, которая пред вами. Неправда ли, что пред вами стоит личность с открытым лицом, с большими кажется, голубыми широкими глазами. Свежее его лицо вас поражает, посмотрите на его свежие губы, на его открытый красивый лоб—недурен он, не правда-ли? Правда, нос его не особенно красив, но это не вредит его физиономии,-курносый немножко ветрен, но ветреность и простодушие-параллели. Однако же он симпатичен, а к тому же глядит прямо в глаза каждому встречному.
По учению физиогномики такое лицо принадлежит человеку с открытым характером; но к открытым характерами могут принадлежать и глупцы. Это господа другой вопрос. Мы говорим, открытый, даже может быть и добрый характер, но все таки он предан злу и коварству, а до прочего мы доберемся.
Посмотрите теперь на эту особу, как вам кажется эта личность А! ... Вы мена поняли. .. Да, это правда. Особа, которую вы видите, стоит, чтобы сказать несколько слов. Этот господин тоже смотрит на все из-под лобья как-то согнув шею. Лоб его пропадает под волосами, его глаза отсвечивают какими-то искрами, рот искривлен дугою, внешними углами к низу как бы в улыбку презрения или негодования, скулы его растянуты в стороны Лоб задавлен—уши широки.
Остерегайтесь этого человека, обращайте внимание на то, как он смотрит на вас, и вы поймете, что знакомство с ним не слишком приятно. Для него ничего не значить воткнуть вам в бок нож. Только при этом заметите нос изогнутый в вид дуги по правилам физиогномики определяет характер человека, готового вам причинить всякое зло, но только это будет уже не тем оружием. Нож—орудие грубое, но для мыслителя и злодея есть яд. Последний опаснее, потому что он нападает не открыто.
Но перестанем делать вступления, потому что такие аргументы еще недостаточны. Картины физиогномики должны составлять целые тома и руководить нас по верной дороге.
Закончим нашу статью следующими правилами, которые мы ограничим описаниями частей лица, приемами и движениями..."
/текст: из книги "Дух тьмы и обладатель ада", соч. Огюста де Арпантеньи, Москва, 1880 г.;
картинки - соцсети/
----------------------------------------------
Продолжение
Физиогномика. Часть 4:Советы для начала изучения физиогномики из книги 1880 года.
Физиогномика. Часть 5: Чтение с лица по Лафатеру из книги 1880 года.
------------------------------------------------
Читайте так же:
Физиогномика. Часть 1:Ознакомление:физиогномика и макияж
Чтение по лицу и макияж. Часть 2.
Чувства, эмоции, мысли...- психология.
Жизнь - учеба...- психология.
Личностная эволюция и развитие - философия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий