Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801)
Швейцарский писатель, богослов и поэт, писал на немецком языке. Заложил основы криминальной антропологии.
В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии.
По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit».
С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе.
По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit».
С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе.
С 1769 г. он стал собирать материалы для «Физиогномики», которая вышла в 1772−78 гг., в Лейпциге и Винтертуре, с массой рисунков лучших по тому времени граверов («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe»).
В 1775−78 гг. вышло французское издание, в Гааге, ещё более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями; популярность его, как убежденного и просвещенного пастора, была так велика, что путешествия его по Европе были рядом триумфов. Лафатер написал ещё несколько библейских эпопей и сборников религиозной лирики («Jesus Messias», «Joseph von Arimathia», «Psalmen Davids», «200 christliche Lieder») и два раза издавал свои сочинения, в 1774−81 гг. («Vermischte Schriften») и в 1784−85 гг. («Sämmtliche kleinere prosaische Schriften»).
Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в богослова, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss»
--------------------------
Хочу закончить тему про физиогномику (чтению по лицу) самого Лафатера на этот счет, сопровождая текст из книги 1880 года картинками из книги (1775 г) самого богослова.
-----------------------------
Иоганн Лафатер
Физиогномика по Лафатеру (XVIII век)
(Кабалистическое разделение лица). Числа: три. четыре, семь, составленные из трех и четырех, повсюду встречаются в кабале.
Лицо делится на три мира:
1. Лоб - божественный мир.
2. Нос и глаза физический мир, нос и глаза составляют треугольник со ртом и образует вещественный мир с челюстями и подбородком.
Юпитер председательствует в правом ухе.
Сатурн в левом ухе.
Солнце в правом глазе.
Луна в левом глазе.
Сатурн иногда искажает влияние луны, тогда левый глаз становится дурным глазом.
Левое крыло носа посвящено Венере, а праве Марсу.
Гнев и любовь одинаково раздувать ноздри.
Рот и подбородок посвящены Меркурию, богу красноречия и лжи.
Венера занимает пространство между бровями, где по френологии помещено любопытство.
Физиогномия может быть изучаема по выражениям или по формам органов. В системе физиогномии большую роль выполняет личный до затылочного, так что он возбуждает не только расширительные мускулы рта и носа, но и те которые расширяют и сжимают глоточный зев.
Лицевой мускул зависит от мозга и его произвола по мнению Лафатера. Страсти же действуют на мозг вообще или на одну только часть его, реакция которой на мускулы получаемая ими через нервы определяет движение, которое тогда наблюдает. В произведении этих явлений движения орган действует пассивно, управляемый волею.
Движение лица тогда происходит по симпатии.
Наконец наблюдения главных медиков научили, что лицо в продолжении времени и чрез повторение тех же самых идей, страстей и привязанностей, а следовательно и тех же самых идей, страстей и привязанностей, а следовательно и тех же движений мускулов и кожи различных частей его, сохраняет обыкновенно особенно е выражение достаточно тождественное у различных личностей.
И так принято признавать выражение физиогномии в полной зависимости страстей, а по этому случаю по физиогномическим оттенкам Лафатер находит возможность узнавать господствующие страсти в человеке, потому что вследствие страстей и в зависимости от мозга, она делается работою воли. Если лоб и руки остаются неизменяемые, то остальная часть её вполне повинуется приказаниям хитрости и делается обманчивой, управляя выражениями до той минуты, когда порок кладе на неё свою печать, направляет вниз все мускулы лица, делается безумными глаза, изменяет первоначальную красоту в отталкивающее безобразие, и открывают тайного лицемера. Но до того времени часть ошибаются, когда доверяя своим инстинктам, думают читать по физиогномии намерения своего противника.
Итак обратимся опять к началу:
Лоб относительно всего лица, представляет мир божественный, так как под черепом помещен мозг, откуда возникают мысли, которые освещают физиономию.
Нос, глаза и уши находятся в услужении у разума, дабы предварить об опасности зрением, слухом обонянием, эти органы составляют мир абстрактный.
Чувственный и сладострастный рот, подбородок, как бы составляющий основание лица, челюсти предназначенные дробить пищу и питать тело принадлежат миру материальному.
Середина лба, нос, подбородок, так как они выдвигаются вперед, суть органы предназначенные представлять наклонности или инстинкты того мира, к которому они принадлежат.
Эти различные органы специально изучал Лафатер, придавая им великое значение относительно характера, по различию форм.
Так говорит он:
Выпуклая бровная середина тождественна по нашему мнению с философским узлом физиогномии, между божественным и обстрактным миром, он участвует и в том и другом.
Брови образуют заставу между странами мозга чувств, и прямые брови означают мужество и мудрость.
Но прямые брови могут быть тогда, когда выпуклая бровная кривизна хорошо выполнена особенно на месте порядка, который составляет наружный треугольник глаза перед висками.
Значит мужество и мудрость должны быть соединены с порядком в действиях.
Жидкость, нисходя изо лба встречает препятствие в брови, что и заметно по наблюдениям над мыслителями, которые размышляя сдвигают брови, как буд-то для того, чтобы остановить и сосредоточить эту жидкость в мозгу. Что исполняется потому, что лицо в это время остается неподвижным.
Если корень носа широк, то жидкость проходит легко и беспрепятственно, а потому широкий корень носа есть признак возвышенного ума, хотя такие носы редки, даже у людей знаменитых.
Носы выгнутые при начале корня принадлежат повелительным характерам, твердым в своих намерениях и пылким в их преследовании.
Нос перпендикулярны или приближающийся к нему, определяет человека умеющего твердо и спокойно действовать и страдать.
Сжатый или курносый нос, представляет легкомыслие и беспечность.
Нос углубленный при корне - слабость и робость.
Легкий горб на носу - признак поэзии.
Непропорциональность свода носа по величине его и непропорциональность с прочими частями лица обещают умопомешательство.
Большой толстый и мясистый нос, выражает страсть к вину, и хорошим кушаньям.
Нос склонившийся к губам, обозначает признак чувственности.
Сжатый рот короткий и прямолинейный, а также тонкие губы, есть выражение порядка и также эгоизма, когда есть привычка сжимать губы.
Правильный рот и губы принадлежат честным, твердым и справедливым.
Толстые, как бы вывороченные губы, принадлежат ленивым, чувственным и грубым и любителям покушать хорошо и много.
Костлявый подбородок принадлежит рассудительному человеку.
Плоский подбородок - хладнокровному и самолюбивому.
Угловатый подбородок принадлежит человеку умному, снисходительному и с твердым характером.
Выпуклый подбородок - рассудительному, твердому и благоразумному характеру.
Маленький подбородок, означает твердость.
Кривой подбородок - слабость.
Щеки худощавые и впалые, суть признак душевной скудности.
Мясистые щеки - влажность и чувственность темперамента.
Легко обозначенные скуловые кости - признак холодности, очень выпуклые - эгоизма и часто злости.
Широкие челюсти - признак алчности, эгоизма, материализма в своем последнем периоде.
Кратко изложив правила учения Лафатера, нужно при том помнить, что если мир божественный и мир абстрактный обозначают хорошие качества, то они имеют перевес над миром материальным и смягчают своим влиянием недостатки последнего.
Разбирая изменения, приносимые каждой чертой, каждым органом лица можно достигнуть открытия степени силы этого органа в представленном им качестве и посредством сравнения с другими чертами лица, которые являются для увеличений или борьбы с этими наклонностями, или даже для нейтрализации, можно бы узнать истинный характер той личности, инстинкты которой желают отгадать.
------------------------------------------
По своей методике Лафатер составил и свой собственный психологический портрет:
«Он чувствителен и раним до крайности, но природная гибкость делает его человеком всегда довольным… Посмотрите на эти глаза: его душа подвижно-контрастна, вы получите от него всё или ничего. То, что он должен воспринять, он воспримет сразу или никогда… Тонкая линия носа, особенно смелый угол, образуемый с верхней губой, свидетельствует о поэтическом складе души; крупные закрытые ноздри говорят об умеренности желаний. Его эксцентричное воображение содержит две силы: здравый рассудок и честное сердце. Ясная форма открытого лба выказывает доброту. Главный его недостаток — доверчивость, он доброжелателен до неосторожности. Если его обманут двадцать человек подряд, он не перестанет доверять двадцать первому, но тот, кто однажды возбудит его подозрение, от него ничего уже не добьётся…»
---------------------------------
Однако “Физиономика” нашла своих почитателей в весьма неожиданной области — литературе. Многие писатели 19 века брали информацию из его учений для составления образов своих героев.
Лермонтов создавал с их помощью образ Печорина, к ним обращались Оноре де Бальзак, Иван Бунин, Чарльз Диккенс — люди, которые решили сделать персонажей произведений живыми.
Рассказы о приметах внешних черт, соответствующих той или иной особенности характера, распространялись среди представителей разных слоёв общества и уже не требовали ссылок на первоисточник.
Тонкие губы — у злого человека, толстые — у доброго. Чёрный глаз опасен, голубой — прекрасен. Подбородок, выдающийся вперёд, — у волевых людей, скошенный — у слабовольных , тонкие губы “всегда” есть у злодеев, отстающие простаки чаще всего являются обладателями низкого лба, а если ярко выражен и выдается вперед подбородок — значит, этот человек обладает недюжинной силой воли и т.д. и т.п.
Например, Оноре де Бальзак в «Человеческой комедии», в части, которая называется «Крестьяне», основываясь на физиогномике Лафатера, даёт такую портретную характеристику одному из героев — Тонсару:
«Он скрывал свой истинный характер под личиной глупости, сквозь которую иногда поблёскивал здравый смысл, походивший на ум, тем более что от тестя он перенял „подковыристую речь“. Приплюснутый нос, как бы подтверждающий поговорку „Бог шельму метит“, наградил Тонсара гнусавостью, такой же, как у всех, кого обезобразила болезнь, сузив носовую полость, отчего воздух проходит в неё с трудом. Верхние зубы торчали вкривь и вкось, и этот, по мнению Лафатера, грозный недостаток был тем заметнее, что они сверкали белизной, как зубы собаки. Не будь у Тонсара мнимого благодушия бездельника и беспечности деревенского бражника, он навёл бы страх даже на самых непроницательных людей».
---------------------------------------
Источники для статьи:
- Векипедия.
- Иоганн Каспар Лафатер: забытые пророчества (По материалам В. Астаховой)
- статья из соцсетей: Иоганн Лафатер - основатель теории криминальной антропологии
- картинки из книги: "Physiognomische Fragmente, zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe" , Лафатер Йоган Каспрар, 1775 г.
-----------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий