Стихам, о которых пойдет речь в рубрике "Лирика вагантов" и которые актуальны и до сих пор восемьсот - тысяча лет: средневековая древность, глубокая старина...
Тем интереснее их читать, сознавая,что мир в сущности своей не изменился,а в некоторых случаях даже и усугубил те или иные качества человечества.
Написанные, в основном, на латинском и средневерхненемецком языках, они способны ожить только в переводе.
Увы, архитектура, живопись , пластическое искусство находятся в более выгодном положении.
Раз и навсегда созданные, они воздействуют сами по себе и не терпят ни осоврменивания, ни чьего-либо "творческого переосмысления".
Речь пойдет о лирике вагантов, бродячих школяров и безвестных кочующих монахов - пестрой толпе, оглашающей своими песнями средневековую Европу
ВАГАНТЫ И ИХ ЛИРИКА.
Само слово "ваганты" происходит от латинского "vagari" - бродяжничать.
В литературе встречается и другой термин - "голиарды", производное от "Goliath" (здесь, дьявол) и от "gula" - глотка: бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, обжоры, выпивохи, неугомонные проповедники мирских радостей.
Ваганты сочиняли стихи на любые злободневные темы и пели их, собирая вокруг себя зевак и любителей послушать хороший слог.
Многие современные авторитетные умы, настойчиво подчеркивают разницу между вагантами и странствующими певцами-скоморохами "шпильманами", утверждая что ваганты были более образованнее шпильманов и смотрели на них свысока.
Впрочем, вагантами принято порой называть поэтов-скитальцев вообще...
Лирика вагантов не сводилась лишь к воспеванию любовных утех и кабацкого разгула. Те самые поэты, призывающие отбросить "хлам пыльных книжек", отказаться от учения во имя Венеры и Бахуса, были очень образованными людьми своего времени, сохранившими живую связь с античностью и выросшими на философских мыслях.
В своем творчестве ваганты касались серьезных нравственных, религиозных и политических проблем, нередко нападая и на государство и церковь. Бродячие поэты отвергали всевластие денег и попрание человеческого достоинства, догматизм и косность.
Культ чувства вагантов был неотделим от культа мысли, подвергавшей все явления умственному контролю, строгой проверке опытом.
Тезисы парижского магистра наук Петра Абеляра (1079-1142), признанного всеми главой диалектиков и ясностью и красотой своего изложения и превзошел прочих учителей Парижа, где в то время было средоточие философии и богословия, и гласившие что вера, приобретенная без содействия умственной силы недостойная свободной личности, были широко подхвачены вагантами.
Они читали и переписывали его сочинения, распространяя их по всей Европе., противопоставляя церковному "верую, чтобы понимать" противоположное: "понимаю, чтобы веровать".
Церковь мстила и боролась с вагантами всеми своими ухищрениями и способами, называя их бродягами и невежами и объявляя поэтов зловещей еретической сектой.
Лирика вагантов очень разнообразна по своему содержанию и охватывает все стороны средневековой жизни и все проявления человеческой личности.
Наделенные редчайшей музыкальностью, они упиваются "музыкой созвучий", как бы играя рифмами, достигая необыкновенной виртуозности слога и открывая поэзии новые и новые приемы поэтической выразительности.
До нас почти не дошла музыка вагантов, но эту музыку можно "услышать", читая эти древнейшие стихи...
Предлагаю окунуться в то время и сравнить с нашим...
ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ ПАСТУШКА
На заре пастушка шла
берегом, вдоль речки
Пели птицы. Жизнь цвела.
Блеяли овечки.
Паствой резвою своей
правила пастушка,
и покорно шли за ней
козлик и телушка.
Вдруг навстречу ей-школяр,
юный оборванец.
У пастушки - как пожар,
на лице румянец.
Платье девушка сняла,
к школяру прижалась.
Пели птицы. Жизнь цвела.
Стадо разбежалось.
***
Без возлюбленной бутылки-
тяжесть чувствую в затылке.
Без любезного винца
я тоскливей мертвеца.
Но когда я пьян мертвецки.
веселюсь по-молодецки
и, горланя во хмелю.
Бога истово хвалю!
***
КОЛЕСО ФОРТУНЫ.
Слезы катятся из глаз,
арфы плачут струны.
Посвящаю сей рассказ
колесу Фортуны.
Испытал я на себе
суть его вращенья,
преисполнившись к судьбе
чувством отвращенья.
Мнил я: вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сврзшийся с высот,
вдребезги разшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.
Вот уже другого ввысь
колесо возносит...
Эй, приятель! Берегись!
Не спасешься! Сбросит!
С нами жизнь - увы и ах!-
поступает грубо.
И повержена во прах
гордая Гекуба.
*
Гекуба - царица Трои
*
***
ВЗБЕСИВШИЙСЯ МИР
Блуд и пьянство
в христианство
золотой привнес телец.
Мир разврата
в Тартар рухнет наконец.
Наши души
ночи глуше,
наши хищные сердца
осквернили,
очернили
Всемогущего Отца.
Блудодейство,
лиходейство,
воровство, разбой и мор!..
Мир греховный!
Суд верховный
грозный вынес приговор.
Тлена тленней
лист осенний.
Навзничь падают дубы.
Не спасете
бренной плоти
от карающей судьбы.
Все услады
без пощады
смерть сметет в урочный час.
Так покайтесь!
Попытайтесь,
чтоб Господь хоть душу спас!
Надо всеми
в наше время
меч возмездья занесен.
Безутешен.
тот, кто грешен,
тот, кто праведен, - спасен!
Скажем людям:
"О, пробудим
совесть спящую свою!
Коль пробудим
так пребудем
не в геенне, а в раю!"
***
------------------------
Статья написана по книге Гинзбурга Ю.Л. "Лирика вагантов".
------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий