14.10.20

Зарубежные карикатуры и плакаты на тему Первой мировой войны (28 июля 1914 г — 11 ноября 1918 г).

 "Виновники европейской катастрофы перед лицом Цивилизации"

На этом плакате, опубликованном примерно в 1915 году во Флоренции, изображены две женщины, олицетворяющие Цивилизацию и Историю. Они осуждают правителей Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Османской империи (Вильгельма II, Франца Иосифа I, Фердинанда I и Мехмеда V соответственно), указывая на них как на виновных в развязывании Первой мировой войны. 

Правители выглядят поникшими под пристальными взглядами женщин. На заднем плане изображены убитые солдаты на поле боя и охваченный огнем город. Под рисунком расположена надпись, выдержанная в резком тоне: 

"На руинах, порожденных безумием старого тирана, — От человеческих могил, возникших по воле властного и честолюбивого человека, — Поднимается громкий вопль вечного проклятия в адрес четырех палачей человечества, — Слышатся стенания матерей и сыновей, — Плач вдов и сирот. — Пришла желанная победа защитников Свободы, — Справедливость торжествует. — В историю вошли имена варваров, проклинаемых во имя будущих поколений".


"Почему ты не используешь для защиты обе руки? — Это невозможно! Моя левая рука предназначена для народа!"

Эта сатирическая акварель входит в серию из 79 оригинальных рисунков итальянского художника Рафаэлло Джонни, хранящуюся в библиотеке Алессандрина в Риме. На ней изображены правящие монархи двух главных врагов Италии в Первой мировой войне: император Германии Вильгельм II и император Австро-Венгрии Франц Иосиф I. Последний держит в одной руке меч, а в другой — веревку, соединенную с виселицей. 

На заднем плане виден солдат итальянского стрелкового полка, размахивающий флагом Италии и отважно наступающий на двух императоров. 

Рисунок отражает и подчеркивает образ австрийского правителя, созданный итальянской пропагандой, которая представляла его слабовольным угнетателем собственного народа. В пропагандистских материалах Франца Иосифа часто называли словом "l’Impiccatore" ("Палач").


"Боже мой! Мне же сказали, что этот дом не охраняется!"

Эта сатирическая акварель входит в серию из 79 оригинальных рисунков итальянского художника Рафаэлло Джонни, хранящуюся в библиотеке Алессандрина в Риме. На ней пожилой император Австро-Венгрии Франц Иосиф I (1830–1916 гг.) изображен в виде вора, которого кусает сторожевая собака возле ворот особняка с надписью "Вилла Италия". Император восклицает на смеси немецкого и итальянского языков: "Боже мой!..  Мне же сказали, что этот дом не охраняется!"

 Сначала Италия сохраняла нейтралитет в Первой мировой войне, некоторое время наблюдая за ее ходом со стороны. После распада Тройственного союза, который в течение 30 лет связывал ее с Австрией и Германией, Италия завершила секретные переговоры с Антантой (Франция, Великобритания и Российская империя), подписав 26 апреля 1915 года Лондонский договор. 

23 мая 1915 года Италия объявила войну Австро-Венгерской империи, начав военные действия на стороне Антанты.

------------------------------------


"Нет! Только не этот!"

Эта сатирическая акварель входит в серию рисунков итальянского художника Рафаэлло Джонни, хранящуюся в библиотеке Алессандрина в Риме.

 На ней изображена рука, пытающаяся схватить сейф с надписью "Триест", который несет пожилой император Австро-Венгрии Франц Иосиф I (1830–1916 гг.). Рука символизирует могущественную Италию, которая стремится завладеть Триестом. 

Исторически этот город входил в состав Австро-Венгерской империи, а во время Первой мировой войны обеспечивал ей главный выход к морю. Итальянское движение ирредентистов по крайней мере последние два десятилетия XIX века выступало за присоединение этого города к Италии. Распад Австро-Венгерской империи в конце войны привел к тому, что ее спор с Италией за контроль над Триестом утратил свое значение. 

В то же время он породил напряженность между Италией и новым Королевством сербов, хорватов и словенцев, которое отчасти было образовано из земель, входивших в состав Австро-Венгерской империи, и настаивало на своих территориальных притязаниях. В конце войны, в ноябре 1918 года, в Триест вошла Королевская итальянская армия, и ее с овациями встретила та часть населения, которая поддерживала переход города под итальянское управление. Рапалльский договор 1920 года закрепил принадлежность Триеста Италии. Аннексия города привела к обострению отношений между итальянским и словенским народами, которое временами перерастало в вооруженное противостояние.

------------------------------------

"Внимание! Немецкая гадюка поймана. Теперь нужно вырвать ей ядовитые зубы!"

На этом плакате, выпущенном в Италии в 1919 году, сразу после завершения Первой мировой войны, изображена рука, сжимающая горло змее, на теле которой нарисован немецкий Железный Крест. В тексте плаката говорится: "Внимание! Немецкая гадюка поймана. Теперь нужно вырвать ей ядовитые зубы!". 

Италия и Германия были союзниками во Второй мировой войне, однако в Первую мировую войну они были врагами. 23 мая 1915 года, объявив войну Австро-Венгрии, Италия начала военные действия на стороне Великобритании и Франции. Согласно тайному договору, заключенному в Лондоне месяцем ранее, в обмен на присоединение к союзникам Италия должна была получить территорию, включающую Триест и Южный Тироль. 

27 августа 1916 года Италия объявила войну Германии, а позже приняла участие в качестве одного из победителей в Парижской мирной конференции 1919 года, на которой ее премьер-министр Витторио Орландо представлял страну вместе с президентом США Вудро Вильсоном, премьер-министром Великобритании Дэвидом Ллойдом Джорджем и премьер-министром Франции Жоржем Клемансо в составе "Большой четверки". 

Однако итальянская делегация, недовольная территориями, доставшимися ей по итогам конференции, 24 апреля 1919 года вышла из ее состава, хотя и вернулась позже для подписания Версальского договора. К 30-м годам XX века фашистская Италия и нацистская Германия стали союзниками, которых объединяло враждебное отношение к демократическим державам и желание отменить результаты Версальского договора.

-------------------------------------------------------------------


"День Румынии"

На этом плакате времен Первой мировой войны, опубликованном в Лондоне Центральным комитетом национальных патриотических организаций, изображены кайзер Германии Вильгельм II и король Румынии Фердинанд I, которые спорят, рассматривая лежащую перед ними карту.

 В подписи к рисунку говорится: "Две силы. Кайзер: "Значит, и вы тоже против меня! Помните, на моей стороне — Гинденбург!" Король Румынии: "А на моей — свобода и справедливость!". 

Румыния поначалу занимала нейтральную позицию и не участвовала в войне, но 27 августа 1916 года объявила войну главному союзнику Германии — Австро-Венгрии. По условиям тайного договора, заключенного ранее в том же месяце с членами Антанты (Великобританией, Францией и Россией), Румынии в обмен на вступление в войну была обещана территория Трансильвании, в то время бывшая частью Венгрии, но населенная миллионами этнических румын. 

28 августа кайзер заменил на посту главы генштаба немецких войск Эриха фон Фалькенхайна на Пауля фон Гинденбурга, в связи с чем имя последнего и упоминается на данном плакате. 
Война для Румынии окончилась неудачно: страна была разгромлена австрийской и германской армиями и в мае 1917 была вынуждена капитулировать перед Центральными державами. 
Тем не менее Трианонский договор 1920 года, заключенный между Венгрией и странами-победительницами, предусматривал передачу румынам территории Трансильвании, которую они так долго стремились получить.
------------------------------------------------------------

"Мир на условиях врага"

На этом французском плакате времен Первой мировой войны изображен кайзер Германии Вильгельм II, который направляет кинжал на женщину (символизирующую Румынию) и показывает ей "Traité de Paix" ("Мирный договор"), одновременно наступив на мужчину (символизирующего Россию). 

В конце 1917 года, после того как русская армия практически развалилась и к власти пришли коммунисты, новое правительство  России заключило перемирие на выгодных для Германии условиях.

 У разгромленной и изолированной на восточном фронте Румынии, бывшей союзницы России, не оставалось иного выбора, кроме как заключить с немцами аналогичное перемирие. 
Текст на плакате описывает условия навязанного Германией мира "аннексий и репараций", который оставил Россию униженной и разоренной, потерявшей значительную часть своей территории, и заставил Румынию стать вассалом Германии, чтобы избежать раздела между германскими союзниками — Болгарией и Австро-Венгрией. 

Плакат давал измученному войной народу Франции недвусмысленный сигнал: он должен продолжать войну до победного конца, если не хочет разделить участь Румынии и России. Плакат был создан французским художником, скульптором и гравером Виктором-Эмилем Пруве (1858–1943 гг.), участником движения "ар-нуво" конца XIX – начала XX столетия.
-------------------------------

Источник: Mировая цифровая библиотека (WDL)

----------------------------------------

Читайте так же:

Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом в гравюрах конца XVIII века

Советские Мастера Сатиры 1941-1945 - книга 1946 г. Часть 3.

Реклама в дореволюционной России
Плакат и афиша в России XIX - ХХ вв.

«Об историческом единстве русских и украинцев», В. В.Путин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий