...Себя даря, для будущих времен
своим искусством будешь сохранен.
/16 Сонет Шекспира/
Я познакомилась серьезно с творчеством Шекспира где-то лет в двенадцать.
Потрясли не только его пьесы, но особенно его сонеты, где каждое последнее четверостишье заканчивалось мудрым заключением.
...Зимой цветок теряет лишь наряд,
Но сохраняет душу - аромат.
--
...Не будет у того любви к другим,
Кто надругался над собой самим.
---
...Но я его люблю и в этой мгле:
Что можно небу, можно и земле.
В 1970-80-ые годы были раздуты убеждения ,что Шекспир - это не просто один человек,а целая компания, или вообще... женщина, которую в связи с общественным мнением 16-17 веков за человека вообще не считали, именно по-этому она писала под мужским псевдонимом.
Сейчас , полагаю, мало кто из школьников вообще знает про этого великого драматурга, поэта и актера, не смотря на то,что про Ромео и Джульетту и Гамлета "..быть или не быть..вот в чем вопрос..." знают практически и стар и млад...
По-этому очень хочу напомнить об творчестве этого великого человека в 16-17 веках.
Вильям (или, как мы привыкли называть)
Уильям Шекспир (1564- 1616)-
английских драматург, поэт и актер.Родился в городке Страдфорд-на-Эйвоне.
Учился в "грамматической " школе, где основным предметом была латынь и ученики читали в подлиннике римских авторов, знакомились с основами логики, риторики, начатками греческого языка.
Была и другая школа - школа народных традиций, из которой он почерпнул знание английского фольклора.
Около 1585 года Шекспир появляется в Лондоне и ( по одной из версий) служит в театре кем-то вроде помощника суфлера, по ходу спектакля вызывая актеров на сцену.
С 1592 г. его имя упоминается в списках актеров.
Шекспир был так же "штопальщиком пьес": отделывал старые пьесы при их возобновлении, дописывал утерянные куски текста и т.п. Затем стал сам драматургом.
Ранние пьесы Шекспира проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии "Укрощение строптивой" (1593), "сон в летнюю ночь" (1596), "Много шума из ничего" (1598), трагедия о любви и верности ценою жизни "Ромео и Джульетта" (1595).
В исторических хрониках,трагедиях "Гамлет" (1601), "Отелло" (1604), "Кроль Лир" (1605), "Макбет" (1606) и др.
Шекспир создал яркие, наделенные могучей волей и сильными страстями характеры, как способные к героическому противоборству с судьбой, обстоятельствами, самопожертвованию, переживанию ответственности за разлад мира ("распавшуюся связь времен"), так и готовые преступить нравственный закон и погибнуть ради всепоглащающей идеи или старости.
Поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических по духу драм "Зимняя сказка" (1611), "Буря" (1612).
Трагедии Шекспира - величайшие образы трагического в мировой литературе.
Гете писал:
"Это не поэтические произведения. Читая их, с ужасом видишь перед собой книгу человеческих судеб и слышишь, как бурный вихрь жизни с шумом переворачивает её листы...
произведения его похожи на часы из чистого кристалла, так что в одно время видишь и ход времени, и весь механизм их движений.Это прозрение во внутренний мир человека".
Шекспир писал свои пьесы для лондонского театра "Глобус", играл на его сцене, был в числе его пайщиков, вкладывая в него свои деньги.
Театр "Глобус" в 17 веке.
"Глобус" был построен и открылся в в сентябре 1599 года спектаклем "Юлий Цезарь" самого Шекспира.Архитектура здания была очень интересной.Это был восьмигранник, без круши (спектакли шли при дневном свете).
Зрительный зал вмещал 1500-1800 человек.
Вдоль стен размещались 2-3 яруса галерей, небольшая часть которых отводилась под ложи.
В партере зрители смотрели представление стоя, окружая с трех сторон вынесенный в зрительный зал просцениум ( передняя часть сцены или пристройка перед сценой. В древне-греческом театре - площадка, на которой играли актеры).
(Сейчас это называется авансценой).
Знатные зрители сидели на табуретках по сторонам просцениума.
Сам просцениум несколько суживался по переднему краю, как бы выдвигая актера вперед, что фокусировало внимание зрителей на деталях ( например,- черепе в руках Гамлета или платке Дездемоны).
Над большей частью сцены натягивали холщовый тент: голубой для комедии, черный, с золотыми звездами - для трагедии.
"Глобус" сгорел дотла в 1613 году в результате фейеверка по случаю представления "Генриха VII", последней пьесы Шекспира. В 1614 году был восстановлен, а в 1644 году снесен по указу парламента.
Его точное местоположение определили в 1989 году, а в 1997 году театр "Глобус" был восстановлен в первозданном виде.
Сонеты Шекспира.
Сонет -
стихотворение в 14 строк.Самая знаменитая часть поэтического наследия Шекспира - его сонеты.
Современникам они казались "сладкими как сахар".
Это дало смелость "пиратам литературных произведений" печатать без разрешения сонеты в своих изданиях.
Интерес к сонетам в разные времена то усиливался, то затихал.
Исследователи этих мини-произведений распадаются на два главных направления: одни все в них считают автобиографическим, другие. напротив, видят в сонетах чисто литературное упражнение в модном стиле, не отрицая, впрочем, автобиографического значения некоторых подробностей.
Сравнительное сопоставление сонетов Шекспира с сонетами других английских сонетистов, особенно Даниэля, с полной очевидностью показало, что множество мотивов, поэтических мыслей и сравнений Шекспир заимствовал у своих предшественников, с той же легкостью, с какой он заимствовал и сюжеты своих драм.
Правда, как и в драмах, он значительно углубил содержание своих заимствований и придал им такой блеск, что занял первое место в ряду английских сонетистов.
В течении длительного времени делаются попытки доказать,что наследие Шекспира создано кем-то другим, а не той исторической личностью, которую принято считать его автором.
В качестве претендентов рассматриваются разные фигуры, в том числе представители английской аристократии, т.к. не нашлось доказательств, что Шекспир все-таки получил свое образование, хотя в знании литературы и истории его произведениях глубоко проявляется.
Это представляется неправдоподобным, потому что пьесы Шекспира мог написать лишь человек, постоянно и долго живущий жизнью театра, посвященный во все тайны театрального искусства.
Т.к. ни подлинников рукописей Шекспира так же не сохранилось, ни его изображений внешности, то есть мнение, что вся его карьера и деятельность были фальсифицированы.
Однако так или иначе, был или не был, думаю уже не так важно.
Главное, что все эти произведения существуют и ласкают наши души и зажигают сердца своими чувствами.
---------------
Сонеты Шекспира.
16 сонет
Но если время нам грозит осадой,
То почему в расцвете сил своих
Не защитишь ты молодость оградой
Надежнее, чем мой бесплодный стих?
Вершины ты достиг пути земного,
И столько юных девственных сердец
Твой нежный облик повторить готовы,
Как не повторит кисть или резец.
Так жизнь исправит все, что изувечит.
И если ты любви себя отдашь,
Она тебя верней увековечит,
Чем этот беглый, хрупкий карандаш.
Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом - в человеке.
21
33
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий