25.8.20

"Женщина и любовь" - цитаты из книги за 1900 год.


Изучая фолианты 19 - начала 20 веков, наткнулась на книгу 1900  года выпуска

"Женщина и любовь. Мысли, определения и сентенции о женщине."


  Книга издана под редакцией М.В.Шемлякова.

Прежде чем ознакомить вас, дорогие читатели, с выдержками из этой книги, мне хочется напомнить, что 1900 год - это середина модернизма - красоты и великолепия женщин как в моде, так и в жизни. Это период расцвета дамского общества как внешне, так и в общественной жизни. Период начала женской эмансипации, повышением своей роли в жизни социума.

Особо любопытные могут ознакомиться  с этой эпохой в моем основном блоге "Лебединая песня реконструкора", например:  "Прекрасная эпоха модерна в женской моде" и др...

Мне, даме преклонных лет, хочется подарить эту страничку именно женщинам.
Давайте вместе отдохнем от сложных будней, ситуаций в наш скоростной век, отдохнем душой и сердцем за таким чтением.   Ладушки?

Конечно же, чтобы понять все высказывания умственной интеллегенции до 1900 г. из этой книги выставлять не буду.
Дело в чтобы все понять нужно знать историю того времени. А цель у меня другая.
И конечно же, не могу пропустить само вступление из книги, которое не менее интересно, чем содержание:

ВСТУПЛЕНИЕ .



Глубокий интерес к женщине, хранительнице общих человеческих идеалов, породил целую литературу.
В поэзии - она вдохновение, в романе - сюжет, в науке - предмет изучения.

Не было такого мыслителя или писателя, который не касался бы её сложной натуры, которой не разбирался бы в движениях её души и , наконец, который не находил бы в этом благодарной темы, доставлявшей ему успех в сфере его общественной деятельности.

Однако, какие бы выводы от этих изучений не получались, но женщина осталась до наших дней сводом бесконечного, о который разбивались всякие теории, и на практике получалось одно вечное искание истины в её загадочном существе.

Я говорю - "в загадочном"! Это шаблон, это затрепанная фраза, но я нарочно подчеркиваю её, что бы точнее определить ложное положение женщины в глазах мужчины. даже гениальные люди смотрели на женщину с предвзятостью, окружая её славою сфинкса. 

Это, разумеется, субъективность, но в занимательности ей отказать нельзя.
 Не опираясь на точные данные абстрактных понятий,а руководствуясь только лично. умозрительностью, мужчина подписался под тем, что женщины он не постигает, и она, гордая сознанием своей исключительности, умело пользуется своим выгодным положением. Быть загадочной - это быть непрерывно интересной.

Что женщина существо высшего порядка, это едва ли подлежит сомнению. Иначе нельзя было бы говорить о ней столько правды и неправды. Она, как религия, имеет верующих и сомневающихся, и так же, как религия, вызывает нескончаемые рассуждения, глубокие по содержанию и страстные по форме.
"Мужчина строгий судья женщины"!
Это силятся доказать сами женщины, и они относительно правы.
Обсуждая любимый предмет, мужчина переходит рубикон наблюдателя и, сам не замечая того, вступает на шаткую ступень судьи. 


Исследуя её душу, он увлекается открытием новых данных, в которых ему случается играть либо роль счастливца, либо роль страдальца, и от цели психологического аналитика пристрастно переходить к задачам судебного следователя. Что бы его к этому ни побуждало все равно, - ревность или разочарование. Для него душа женщины является не родником благородных, возвышенных чувств, а тайником явлений, загадочных по своей процессуальной исключительности. 

Быть может, эта мысль построена несколько не точно, в смысле дедуктивного критериума, но она имеет за собой ту вероятность, которая получается у каждого, внимательно прочитавшего этот пестрый сборник приговоров и воззрений умственной интеллегенции, так же как получилось она у меня, с любовью заносившего в свою записную книжку открывки из прочитанного.

Женщину любят!
Женщину горячо любят!

Пусть её упрекают, малодушно бранят; пусть ставят ей на вид с укором все её ошибки и недочеты; пусть красивая фраза писателя силится уязвить её самолюбие, - но она, мощная и сильна, никогда ни на минуту не перестанет быть любимой и обожаемой.

Известно, что больше всего порицают того, кого любят, за кого боятся и за кого молятся. Женщину любят! Этого достаточно для того, что бы сказать, что всякая мысль мужчины, охваченная именем женщины, выходить не из головы, а из сердца. И поэтому всякое слово о женщине уже потому ценно, что оно искреннее движение чувства. Вот весь интерес этого сборника.
М. Шевляков.


- Женская душа ниже души мужчины, хотя немного выше души раба. Муж повелительный элемент в семье и в обществе, а женщина подчиненный, служебный. Она способна мыслить и соображать более раба, но все же значительно слабые мужчины.
/Аристотель/

- Женщины походят на эоловы арфы, которые звучат от малейшего дуновения.
/Буаст/


- Женщина - неясная, полуистертая рукопись.
/Поль Гейзе/

- Женщина, это красавица мира, венец творения.
/Н.В.Гоголь/

- Большая часть женщины суть: павы на гулянье, ворчуньи дома и голубки на свиданье наедине.
/Дюфресни/


- В шестидесятых годах (19 века) была женщина модной книги и модной фразы. В семидесятых (19 в.)  она деятельница, во имя общих принципов. В восьмидесятых она сделалась опереточной (19 в.) искательницей приключений.
/А.А.Дьяков/

- Наши женщины застенчивы или ханжи, или камелии, или то и другое вместе.
/И.Зайцев/


- Женщина, это кушанье, достойное богов, если только черт не приправит его.
/Кальдерон/

- Женщины представляют собой крайности; они лучше или хуже мужчины.
/Лабрюер/


- Женщина - дымящийся камин, обделанный в мрамор.
/Лемэль/

- Что ныне женщина? - Создание без воли,
Игрушка для страстей, иль прихотей других!
/М.Ю.Лермонтов/


- Женщины - образцовое произведение вселенной.
/Лессинг/

- Женщины очень не одинаковы. Есть женщины, одаренные большим совершенством ума, воли и характера. Таковым женщинам должно принадлежать всеобщего уважение,
они сотрут славу змеи. О тех же, которые не могут внушать уважения, должно судить с большею снисходительностью, чем о мужчинах, так как положение женщины в обществе во всех отношениях тяжелее мужского.
/Н.С.Лесков/


- Женщина - ребенок, но премилый ребенок.
/Монтескье/

- Женщины наполняют интервалы в разговоре и жизни, как хлопки в ящиках с фарфором; их считают за ничто, а без них все бы разбилось.
/Г-жа Неккер/


- Женщина - или греза, или кошмар: - и в обоих случаях она изменчива.
/Ясинский/

- Все женщины говорят хорошо, без учителя произношения или красноречия. Любовь, кокетство, природа - поочередно дают им уроки хорошего языка. Всегда уверенные в рукоплесканиях, владея предметом лучше всякого знаменитого оратора, они рассказывают с полнотою, с прелестью невыразимою. Они свободно приковывают внимание или налагают молчание, и потому простой взгляд - все их вступление, улыбка - заключение речи.
/Исидор Бурдон/


 и т.д...

--------------------

В книге 200 страниц. И , конечно же, все переписывать не буду.
Кому интересно - можете найти издание в РГБ, она  в свободном доступе.

---------------------------------------.
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий