18.10.21

Некрасов Н. А. (1821-1878): Часть 1: С.А.Андреевский в 1891 г. о русском классике.

 Сознаюсь, писать так много о Некрасове Николае Алексеевиче - русском поэте, прозаике, публицисте 19 века, - не замышляла. Было желание написать одно из наиболее для меня ярких стихотворений с его описанием и дать краткую характеристику самому поэту.

 Однако, когда стала изучать материалы о нем, и особенно фолианты XIX века, да еще со стороны нынешнего поколения и начальных знаний психологии, то не удержалась от более подробного рассказа об этом замечательном, сильном и одаренном человеке.

Мы привыкли читать характеристики классиков и знаменитостей со стандартным набором: жил, учился, семья, родители, что делал, когда умер. А мне после прочтения нескольких публикаций и книг с 1860 по 1900 годы о Некрасове Н.А., захотелось поделиться с вами отрывками из этих старых печатных изданий, не тронутых цензурой советского времени. И теперь каждый из вас уже сам решит кто и какой был Некрасов и кем от стал именно для каждого из читающих мои статьи.

--------------------------

Вот что высказал о Н.А.Некрасове  


Андреевский С.А. в своем сборнике (1891)  
 "Литературные чтения":

"Спорный поэт...И прежде других, он сам себя оспаривал: "Нет в тебе поэзии свободной, мой суровый, неуклюжий стих!" "мне борьба мешала быть поэтом"...

 Как на крайнее мнение против Некрасова, можно указать на отзыв Тургенева в "Санкт-Петербургских Ведомостях" в 1870 г.: "я убежден, что любители русской словесности будут перечитывать лучшие стихотворения Полонского, когда самое имя г. Некрасова покроется забвением. Почему же это? А просто потому, что в деле поэзии живуча только одна поэзия, и что в белыми нитками сшитых, всякими пряностями приправленных, мучительно высиженных измышлениях г. Некрасова, - ее-то , поэзии и нет на грош, как нет её, например в стихотворениях всеми уважаемого и почтенного А.С.Хомякова, с которым, спешу прибавить, г. Некрасов не имеет ничего общего". 

Комментарием к этому печатному заявлению служит его письмо к г. Полонскому из Веймара от 29 янв. 1870 г.: "ты может быть и прав в том, что ты говоришь мне по поводу Некрасова; но, поверь я всегда был одного мнения о его сочинениях - и он это знает; даже когда мы находились в приятельсrbх отношениях, он редко читал мне свои стихи, а когда читал их, то всегда с оговоркой:" я, мол, знаю, что ты их не любишь". Я  к ним чувствую нечто в роде положительного отвращения: их "arriere gout" - не знаю, как сказать по-русски - особенно противен: от них отзывает тиной, как от леща или карпа.

Еще ранее того ( 13-го января 1868 г.), Тургенев писал г. Полонскому: "г. Некрасов - поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений...нет! Поэзия и не ночевала тут - и бросил я в угол это жеванное папьемаше с поливкой из острой водки". 

Почему же это Тургенев, приветствовавший поэзию во всем и всюду, отметивший, например, у Добролюбова "удивительное" стихотворение: "пускай умру - печали мало", - почему Тургенев совсем отрицал Некрасова? ... вероятно,  в некрасовской лирике было действительно нечто такое, что болезненно раздражало чуткую эстетическую натуру Тургенева, который был не один. Из эстетиков, г. Страхов очень смело и настойчиво обличать Некрасова в деланности эффектов и в поэтической бестактности.

 Из либералов, г. Антонович утверждал, что Некрасов "не был собственно лирическим поэтом, творящим и  поющим в поэтическом увлечении: он творил холодно-обдуманно и строго сознательно" ("Слово". Февраль 1877 г.)
Сам поэт в себе сомневается, другие - тоже. Что-нибудь тут кроется. Тут виноваты: либо природа самого таланта, либо раздвоение в его функциях, либо - и то и другое вместе.

Все признавали даровитость Некрасова. Застигнутый позитивными вкусами общества, он искал новых дорог, новых приемов; он заставил приверженцев чистого искусства оспаривать его славу и путаться в определениях: что же такое собственно поэзия?..."

Далее Андреевский (автор книги) проводит исследование творчества Некрасова, заключая эту часть:

"...Предлагаемая нами экспертиза, если вы к ней прибегнете, покажет вам, что Некрасов по преимуществу является истинным поэтом в тех случаях, когда он излагает народные темы народным говором ( "В дороге", "Зеленый шум", "Коробейники", "Влас", и т.д.) или когда он пишет литературным языком пьесы без тенденции ("Рыцарь на час", "Тишина", "Саша", личные стих и проч.)..."

Затем идет подробная разборка литературной деятельности Некрасова. В заключении статьи о Некрасове Андреевский пишет:

"... на Некрасова, самым решительным образом повлияла нищета, перенесенная им в Петербурге, в годы юности... "Я поклялся не умереть на чердаке, я убивал в себе идеализм, я развивал в себе практическую жилку", говорил он впоследствии, вспоминая это время. В те горькие, незабываемые дни этот человек взглянул глазами пролетария на красивую жизнь столицы; глубоко и навсегда засело в нем чувство обиды. И когда он выбрался из "бездны труда, голода и мрака", он понял, что значит материальный достаток.

 "Один я между идеалистами был практик", говорил Некрасов о кружке своих литературных друзей и сподвижников. И вот, содействовать по мере сил более равномерному распределению земных благ - стало его заветной думой. Для этого перед ним раскрылась модная, богатая, неисчерпаемая тема - народ. В то время вся лучшая доля нашего общества видела в народной массе свою надежду, свое возрождение...

Некрасов тяготел к народу, с которым он бок-о-бок выстрадал голод, - было ему на руку. Из жизни этого народа он стал брать темы для своих потрясающих картин. Он увидел свой успех; эта работа его увлекла ... Некрасов нуждался в отмщении за обиды судьбы и он полюбил мстить самодовольным за несчастных. Граница между искренним и искусственным у него потерялась... 

...В течении многих лет на глазах целой России развертывался этот роман Некрасова с народом. Поэзия уже была не только в том, что он писал, но в самой его роли, в этой истории неразделенной, болезненной любви Некрасова к народу. Так что, когда он умер, то его, издавна уже избалованного богатством, несметная толпа хоронила ос слезами, как страдальца за народ и убогих.

Что же осталось от этой яркой и шумной деятельности? Нужно сказать правду, что вклад Некрасова в вечную сокровищницу поэзии гораздо меньше его славы, его имени. И теперь уже, по истечении двенадцати лет (помните, книга написана в 1891 году- мое прим.), самые шумные его вещи значительно утратили свое обаяние. Он во многом и так скоро сделался положительно старомодным. 
Трудно заглядывать в будущее, но, быть может, правы те, которые говорят, что все, чем блистал Некрасов, забудется, а что, напротив, его произведения, незамеченные в свое время, всплывут и останутся вечными. Впрочем, в произведениях Некрасова слишком много ума, чтобы они утратили интерес исторический.


Социальному вопросу еще долго, долго суждено существовать. Но практические интересы, с которыми она связана, всегда будут ниже внутренней, общей жизни человечества. Не все люди составляют из себя ландвер для завоевания гражданской свободы, - а тем, которые не входят в такой ландвер, книга Некрасова редко доставит отраду. 
Все русские люди, конечно, прочтут её обязательно и, местами, с удивлением перед его талантом, но по собственному побуждению брать и перечитывать её можно лишь в особенном, исключительном настроении.

Впрочем, общий голос, как бы по инстинкту, произнес Некрасову точно такой же приговор еще в минуту самого жаркого поклонения. Его прозвали "поэтом-гражданином". Что это значит? К чему эта прибавка к слову поэт? Коренное слово так велико, что всякая приставка может только уменьшить его...Лестно ли для поэтической славы сказать "поэт-гласной Думы" или даже "поэт-полководец". Мы знаем, например, "поэта-партизана" Давыдова.

Это прозвище говорит нам, что Давыдов прежде всего партизан, но что он был, между прочим, и поэт. И у Некрасова "гражданин" звучит сильнее, чем поэт; это название так же свидетельствует, что Некрасов был больше гражданин, чем поэт.
 Поэтому мы думаем, что Некрасов не великий, но замечательный, самобытный поэт вообще и поэт народный скорби в особенности; но более всего Некрасов - это неотразимо-яркое, незабвенное имя в истории нашей гражданственности."

---------

- книгу всю можно найти на сайте РГБ -

---------------------------------------------------
продолжение:


------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий