Мы привыкли читать характеристики классиков и знаменитостей со стандартным набором: жил, учился, семья, родители, что делал, когда умер. А мне после прочтения нескольких публикаций и книг с 1860 по 1900 годы о Некрасове Н.А., захотелось поделиться с вами отрывками из этих старых печатных изданий, не тронутых цензурой советского времени. И теперь каждый из вас уже сам решит кто и какой был Некрасов и кем от стал именно для каждого из читающих мои статьи.
--------------------------
Вот что высказал о Н.А.Некрасове
Андреевский С.А. в своем сборнике (1891) "Литературные чтения":
"Спорный поэт...И прежде других, он сам себя оспаривал: "Нет в тебе поэзии свободной, мой суровый, неуклюжий стих!" "мне борьба мешала быть поэтом"...Комментарием к этому печатному заявлению служит его письмо к г. Полонскому из Веймара от 29 янв. 1870 г.: "ты может быть и прав в том, что ты говоришь мне по поводу Некрасова; но, поверь я всегда был одного мнения о его сочинениях - и он это знает; даже когда мы находились в приятельсrbх отношениях, он редко читал мне свои стихи, а когда читал их, то всегда с оговоркой:" я, мол, знаю, что ты их не любишь". Я к ним чувствую нечто в роде положительного отвращения: их "arriere gout" - не знаю, как сказать по-русски - особенно противен: от них отзывает тиной, как от леща или карпа."
Еще ранее того ( 13-го января 1868 г.), Тургенев писал г. Полонскому: "г. Некрасов - поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений...нет! Поэзия и не ночевала тут - и бросил я в угол это жеванное папьемаше с поливкой из острой водки".
Почему же это Тургенев, приветствовавший поэзию во всем и всюду, отметивший, например, у Добролюбова "удивительное" стихотворение: "пускай умру - печали мало", - почему Тургенев совсем отрицал Некрасова? ... вероятно, в некрасовской лирике было действительно нечто такое, что болезненно раздражало чуткую эстетическую натуру Тургенева, который был не один. Из эстетиков, г. Страхов очень смело и настойчиво обличать Некрасова в деланности эффектов и в поэтической бестактности.
Из либералов, г. Антонович утверждал, что Некрасов "не был собственно лирическим поэтом, творящим и поющим в поэтическом увлечении: он творил холодно-обдуманно и строго сознательно" ("Слово". Февраль 1877 г.)
Сам поэт в себе сомневается, другие - тоже. Что-нибудь тут кроется. Тут виноваты: либо природа самого таланта, либо раздвоение в его функциях, либо - и то и другое вместе.
Все признавали даровитость Некрасова. Застигнутый позитивными вкусами общества, он искал новых дорог, новых приемов; он заставил приверженцев чистого искусства оспаривать его славу и путаться в определениях: что же такое собственно поэзия?..."
Далее Андреевский (автор книги) проводит исследование творчества Некрасова, заключая эту часть:
"...Предлагаемая нами экспертиза, если вы к ней прибегнете, покажет вам, что Некрасов по преимуществу является истинным поэтом в тех случаях, когда он излагает народные темы народным говором ( "В дороге", "Зеленый шум", "Коробейники", "Влас", и т.д.) или когда он пишет литературным языком пьесы без тенденции ("Рыцарь на час", "Тишина", "Саша", личные стих и проч.)..."
Затем идет подробная разборка литературной деятельности Некрасова. В заключении статьи о Некрасове Андреевский пишет:
"... на Некрасова, самым решительным образом повлияла нищета, перенесенная им в Петербурге, в годы юности... "Я поклялся не умереть на чердаке, я убивал в себе идеализм, я развивал в себе практическую жилку", говорил он впоследствии, вспоминая это время. В те горькие, незабываемые дни этот человек взглянул глазами пролетария на красивую жизнь столицы; глубоко и навсегда засело в нем чувство обиды. И когда он выбрался из "бездны труда, голода и мрака", он понял, что значит материальный достаток.
"Один я между идеалистами был практик", говорил Некрасов о кружке своих литературных друзей и сподвижников. И вот, содействовать по мере сил более равномерному распределению земных благ - стало его заветной думой. Для этого перед ним раскрылась модная, богатая, неисчерпаемая тема - народ. В то время вся лучшая доля нашего общества видела в народной массе свою надежду, свое возрождение...
Некрасов тяготел к народу, с которым он бок-о-бок выстрадал голод, - было ему на руку. Из жизни этого народа он стал брать темы для своих потрясающих картин. Он увидел свой успех; эта работа его увлекла ... Некрасов нуждался в отмщении за обиды судьбы и он полюбил мстить самодовольным за несчастных. Граница между искренним и искусственным у него потерялась...
...В течении многих лет на глазах целой России развертывался этот роман Некрасова с народом. Поэзия уже была не только в том, что он писал, но в самой его роли, в этой истории неразделенной, болезненной любви Некрасова к народу. Так что, когда он умер, то его, издавна уже избалованного богатством, несметная толпа хоронила ос слезами, как страдальца за народ и убогих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий