"Васнецов - даровитый живописец новой реалистической школы. Обратил на себя внимание своими жанровыми картинками из быта маленьких людишек и, так называемой, "шушеры", которых пишет, если не всегда художественно и щеголевато, за то - правдиво, живо и тепло.
В последнее время пробует силы в "историческом роде", как самом нынче модном и наиболее благодарном. Очевидно, помышляет о профессорской тоге и о меценатских "кушах" из третьяковской сокровищницы." - так писал в своей книге "Наши знакомые: Фельетон. Словарь современников" Михневич В.О. (1841-1899) в 1884 г.
Однако, если серьезно:
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) - русский художник.
Учился в Петербурге, В Рисовальной школе Общества поощрения художников у Крамского И.Н.(1837-1887), затем в Академии художеств. В 1878-1897 годах был членом Товарищества передвижных выставок. Художественное кредо Васнецова определилось не сразу. В 1870-ые годы он писал жанровые картины в духе передвижничества.
*****
Передвижники - члены Товарищества передвижных художественных выставок.
Это было крупнейшее в России объединение демократически настроенных художников-реалистов. Основано в 1870 году в Петербурге по инициативе Крамского, Ге, Г.Мясоедова, Перов аи др. Товарищество сформировалось под влиянием идей революционных демократов. Ставило задачу идейно-эстетическое воспитание народа. С 1871 года организовало 48 передвижных выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риги, Одессе и др. городах. К концу 1890-х в рядах товарищества произошло разделение на части: одни ушли в академизм, другие - в "Мир искусства", третьи - обратились к изображению жизни и борьбы рабочего класса.
******
С 1880-х годов Васнецов В.М. обратился к фольклорно-эпической тематике. Широкую популярность ему принесли картины на темы русской истории - "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Царь Иван Васильевич Грозный", сказок - "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке", былин - "Богатыри". Все они отмечены яркой декоративностью и фантазией, склонностью к фольклорной символике.
Васнецов работал так же над театральными декорациями, монументальной живописью (панно "Каменный век" в Историческом музее в Москве, росписи Владимирского собора в Киеве и др.). По проектам Васнецова построены церковь и "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве, собственный дом в Москве, фасад Третьяковской галереи.
Виктор Михайлович принадлежал к поколению художников, сложившихся в эпоху стиля модерн , требовавшего способности успешно работать и в области декоративно-монументального, и в области станкового искусства, т.к. за художником признавалось право и ответственность формировать художественную среду и эстетические идеалы общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий