23.1.22

Живопись и прерафаэлитизм Джона Рёскина (1819-1900)

 Джон Рёскин (1819-1900) - 

Английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX веков. Для светского общества того времени он был знаменит в XIX веке как историк искусства и моралист, выступал против засилия строек фабрики заводов, за охрану природы, как божественного провидения. 

***Смею предположить, что, живя он в наше время, то был бы одним из активистом партии "Зеленых".😉****

В России имя Джона Рёскина было известно немногим его современникам, т.к. его сочинения переводились на русский язык только к концу 19 века, буквально перед его кончиной, и потому большинство было не знакомо с его теориями, как эстетическими, так и моральными и политико-экономическими. По учению Рескина, наука в своем течении, неразрывно связана с искусством; познания, которые можно почерпнуть в науке, поясняются и дополняются искусством; цель всякого художественного произведения - открывать духовное значение вещей, непонятное, неясное простому человеку.

Джон Рескин был глубоко верующим человеком, выросшим на законах и учении Библии. Он считал искусство точным воспроизводителем благости Господней; он требует благоговейного отношения ко всему, воспроизводимому из природы, и реальной правды в искусстве.

В пятидесятых годах XIX века в Англии появилось новое оригинальное учение, которое исповедовал небольшой кружок художников и поэтов, - прерафаэлитизм, всецело увлекшее и захватившее Джона Р., как наиболее отвечавшее его взглядам на искусство. В своем  сочинении "Modern Рeinters"(1843-1860) он впервые облек это учение в строгую форму, т.е. систематизировал его, уяснил во всеуслышание главные цели этого нового учения. 

***

Прерафаэлитизм - 

Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной.
***

Джон Рёскин своими сочинениями (Pre-Raphaelitism (1851), Modern Painters и др.) принес прерафаэлитистам большую услугу тем, что заинтересовал этим учением всю Англию и Европу. А также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тернера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Всецело отдавшись служению искусству, Рескин, с высоты кафедры изящных искусств в Оксфордском университете, привлекал к искусству молодежь. Поднял интерес к эстетике всех англичан своими публичными лекциями и сочинениями, возбудил стремление к красоте, и в домашнем обиходе, и между людьми среднего класса.                                                                                                                                      Преданный всеми своим существом эстетике, он неутомимо боролся, в течении своей долгой жизни, с чрезмерной страстью англичан к наживе, против порабощения человека для возможно-большей  эксплуатации его труда, против застроя фабрик и заводах на земле, заслоняющих и обезображивающих природу, - все это не соответствовало понятиям эстетики, с точки зрения Джона Рёскина, более того - шло с ними вразрез.                                                                                                                                  Против фабрик, против какого-то ни было механического производства, ополчается этот художник и в своем политико-экономическом учении. По его теории "закон истинной экономии заключается в том, чтобы делать все наилучшее из всего, а тем более из каждого живого существа" и драгоценнейшее средство для общего благоденствия есть сам человек.
 Для того, чтобы каждый мог служить таким средством, необходимо нужны ему: образование, честность, нравственная чистота души. Но, благодаря развивающемуся с каждым днем фабричному производству, которое превращает человека в машину и убивает мало-по-малу чуткость его души ко всему хорошему, идеальному, человек развращается все более и более, не имея в себе никакой духовной поддержки.

По мнению Рескина: прогресс с каждым разом принимает все более вредные формы для человека, и с этим надо бороться, что он и делал - своими горячими статьями, лекциями, воодушевляющими слушателей, и самим делом. Он организовал целую колонию, где все механическое, убивающее, на взгляд Джона, человеческое "я", было изгнано  далеко за её пределы, и твердо отстаивая свои идеи, к которым общество относилось в большинстве случаев с плохо скрываемой иронией.

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю». В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.

Популярность Джона Рёскина на его родине, в Англии, была громадна; его сочинения были известны почти каждому англичанину интеллигенту. Благодаря своей широкой благотворительности, устройству школ, читален, музеев, мастерских, на которые он потратил все свое наследство, благодаря своим трудом по улучшению быта рабочих, имя Рескина пользовалось так же известностью и среди простого народа. Что подтверждало празднование 80-летнего старца, на котором принимала участие вся Англия, подобные праздники были чуть ли не национальным торжеством.

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art, 1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (англ. The Art of England), «Современные художники» (англ. Modern Painters, 1843—1860), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic, 1853) знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций. Важным постулатом Рёскина стал принцип верного, натуралистичного изображения природы.

Творчество Рёскина оказало значительное влияние на Уильяма Морриса, Оскара Уайльда, Марселя Пруста, Махатму Ганди, а в России — на Льва Толстого. В Новом Свете его идеи пытались воплотить в жизнь сеть утопически-социалистических коммун, включавших «Колонии Раскина» в Теннесси, Флориде, Небраске и Британской Колумбии.

Джон Рёскин оставил после себя грандиозное наследие, включающее исследования и критику на разнообразные темы. Сложно переоценить его вклад в развитие художественной жизни и утверждение принципов нового искусства в Великобритании в середине XIX в.

---------------------------------------------

Живопись и рисунки Джона Рёскина
























--------------------------------------------
Источники статьи:
- Векипедия;
- Статья И.Лазаревского в журнале за 1900 год;
- социальные сети.
------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий