«Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника?! Будущее за нами», — пояснил, как обстоят дела на живописной арене, основатель лучизма сам Михаил Ларионов.
Ларионов Михаил Федорович (1881-1964)-
Русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1908) у Серова и Левитана. Член объединения "Бубновый валет", организатор выставок "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913); совместно с Натальей Гончаровой разработал теорию "лучизма", в соответствии с которой живопись должна не только воспроизводить свотовоздушную среду (как у импрессионистов), но и воспроизводить движением кисти лучи света.
Лучизм —
это изображение ощущаемых художником лучей.
Начало ХХ века в России вообще было щедро на эксперименты в сфере искусства и других областях науки, техники.
Считается, что самым первым провозвестником будущего лучистого искусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Михаил Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году.
Именно лучизм создал фундамент для появления абстрактной живописи в России. Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность, сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам.
"Живопись самодовладеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет ввиду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы выделенные волею художника." - писал сам Ларионов в своем очерке "Лучизм" в 1913 году. (очерк приведен далее).
В 1914 году Ларионова призвали в армию. После контузии его демобилизовали. Вместе с женой, Натальей Гончаровой, (познакомился с ней еще во время обучения в Училище живописи, официально зарегистрировались в 1955 г) в 1915 году уезжает в Париж. Там работал в качестве сценографа и создает костюмы и декорации для антрепризы Дягилева.
На родину Ларионов больше не вернулся...Увы, на Западе художник не обрел большой популярности из-за своего обширного мировоззрения, широкого характера и русской широты души, которая казалась тамошним жителям разнузданностью, хулиганством и эпатажем.
Творческое кредо Ларионова сложилось в результате творческого переосмысления постимпрессионизма ("Куст сирени в цвету", "Прогулка в провинциальном городе"), народного творчества, детского рисунка, примитивизма ("Утро в казармах", "Отдыхающий солдат"), что привело к созданию произведений, выполненных в соответствии в идеей лучизма, которая объединила и наивность восприятия мира, и завоевания импрессионистов ("Лучистый пейзаж", "Куст" и др.)
В разговорах об импрессионистическом периоде в творчестве Ларионова, как правило, цитируют искусствоведа Николая Пунина, который утверждал, что художник «не писал, а видел импрессионистически».
В 1962 году, женился на А.К.Томилиной, которая стала официальной наследницей обоих художников.
Умер Михаил Ларионов в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году.
----------------------------------------
Очерк "Лучизм" 1913 год, автор Ларионов М.Ф.
-----------------------------------------
Работы разных лет Ларионова Михаила Федоровича - русского художника авангардиста.
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий